Расселение восточных славян: их соседи и племенные союзы

Древнеславянскии язык

Анализ славянских ЯЗЫКОВ дает важные исторические данные. Все они — русский, польский, польский, лужицкий, чешский, словацкий, болгарский, сербохорватский и словенский — происходят из древнеславянского языка. Этот язык, как язык, общий для всех славянских племен, по-видимому, существовал в первой половине I тысячелетия нашей эры. Еще в IX веке, когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, чехи, поляки и т.д., летописцы отмечали, что все они говорят на одном славянском языке. Ученые, изучавшие древнеславянский язык, определили, что изолированные славянские языки, возникшие на его основе, появились только в тот период, когда славяне издавна использовали железо и значительно развили ремесла.

Ведь у славянских народов одни и те же не только названия всех обычных металлов — железа, золота, серебра, меди и олова, но и многочисленные изделия из железа. Это, например, названия: серп, долото, клещи, топор, серп, мотыга, пила, стремени, копье и многие другие. Очень важно, что названия сельскохозяйственных орудий — плуг, плуг, плуг — одинаковы у всех славян. Характерно, что терминология ремесла также восходит к общеславянскому языку, как и само название «ремесло» и многочисленные названия профессий — кузнец, гончар, портной, ткач и т.д. Эти данные показывают, что общеславянский язык сохранялся долгое время. Ученые-лингвисты считают, что процесс его выделения можно отнести только к середине I тыс. Н.э.

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из крупнейших групп европейского населения коренного (автохтонного) происхождения. Как отдельная этническая общность славяне сформировались в начале новой эры, отделившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них встречаются в трудах римских историков-летописцев I — II веков. — Плиний Старший, Тацит, Птолемей. Источников, проливающих свет на древнюю историю славян, немного. Это связано с отсутствием письменности и удаленностью от основных центров цивилизации той эпохи. Отрывочные сведения можно почерпнуть из трудов римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также из археологических раскопок и сравнительного анализа славянских языков.

Происхождение

Восточная и Южная Европа преимущественно населены представителями славянских народов, но единого мнения о сроках их появления исследователи не пришли. Кроме того, остается вопрос о прародине славян. Отметим, что в научных кругах существует 2 точки зрения на происхождение этих народов:

  1. Автохтонный. Славяне — коренное население Восточной Европы. Их предки — представители зарубинецкой и черняховской археологических культур (II-IV вв.), Восходящей к раннему железному веку.
  2. Миграция. Славяне — коренное население Центральной Европы (высокие участки Вислы, Одера, Эльбы, Дуная). Отсюда славяне двинулись в сторону Карпат, в сторону Днепра (4-5 века) и далее по всей Европе. Теория популярна в историческом сообществе.

Наука также рассматривает теорию расселения славян с южного побережья Балтийского моря. По ее словам, восточнославянские племена постепенно заселили берега Ладожского озера, реки Волхов (будущий Новгород).

В то время в Восточной Европе жили финно-угорские племена, среди которых поселились славяне, положив начало процессу ассимиляции финно-угорских племен представителями более развитой культуры — славянской. Заселение проходило мирно, территории хватало для всех племен из-за малочисленности населения. И сегодня марийцы, коми, мордовцы — это многочисленные народы средней полосы России.

Основные восточнославянские племена и места их расселения

В VII-VIII веках сформировались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляны — жили по Днепру. На севере, по реке Десна, жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Дреговичи селились между реками Припять и Двина. Жители Полоцка жили вдоль реки Полоты. По рекам Волга, Днепр и Двина — Кривичи.

На берегах южных и западных Бугов селились многочисленные бужаны или дулебы, некоторые из которых мигрировали на запад и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен повлияли на их обычаи, язык, законы и методы хозяйствования. Основными занятиями были выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овес и рожь. Разводят мелкий рогатый скот и птицу.

На карте поселений древних славян показаны границы и характерные ареалы каждого племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте показано, что восточнославянские племена сосредоточены в Восточной Европе и на территории современных Украины, России и Беларуси. Таким образом, в тот же период, в VII веке, группа славянских племен начала продвигать на Кавказ некоторые племена, обитавшие на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи эмигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя долгое время жило обособленно и придерживалось языческих верований, активно сопротивляясь присоединению киевских князей. Племена вятичей подверглись набегам со стороны Хазарского каганата и выразили им свое почтение. Впоследствии вятичи все же были присоединены к Киевской Руси, но не утратили своей идентичности.
  2. Кривичи — северные соседи вятичей, жили на территории современной Беларуси и в западных регионах России. Племя образовалось в результате слияния пришедших с севера балтийских и финно-угорских племен. Большинство элементов кривичской культуры содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи — племена, проживающие на территории современных Гомельской и Могидёвской областей. Радимичи — предки современных белорусов. На их культуру и обычаи повлияли польские племена и их восточные соседи.

Эти три славянские группы впоследствии объединились и образовали великороссы. Следует понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели четких границ, потому что между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в результате племена мигрировали и менялись, перенимая культуру другого.

В VIII веке восточнославянские племена от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому удалось создать торговый путь «из варяг в греки» и стал главной причиной образования государства Русского.

Основные восточнославянские племена и места их расселения.

Кривичи Высокие потоки рек Волга, Днепр, Западная Двина
Вятичи На Оке
Словенский Вокруг озера Ильмень и вдоль реки Волхов
Ильмень Вдоль реки Сож
Корень На реке Припять
Древлян Между реками Припять и Березина
Дреговичи Вдоль западного берега Днепра
Поляне Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Улицы и Тиверцы По среднему течению Днепра и Десны

Археологические источники

Следует отметить, что до сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племен в первой половине I тыс. Н.э н.э представляет собой очень сложную проблему. Дело в том, что археологические памятники на древнеславянских землях в конце XIX века были очень малоизвестны, и в настоящее время существует много неизведанных территорий. Относительно плохой инвентарь гробниц было трудно идентифицировать и датировать, что, в свою очередь, затрудняло определение археологического материала укреплений. Более характерны для конца 1 тыс. До н.э. — первой половины 1 тыс. Н.э. Н.С. Археологические памятники в виде больших кладбищ без погребений с различными погребальными обрядами: трупами и кремациями. Останки после кремаций помещают в урны, трупы кладут в землю без урны. Так образовались кладбища, которые, как уже упоминалось ранее, археологи назвали «полями погребальных урн» или «могильными полями». В девятнадцатом веке. Ученые спорили, кому принадлежат могильники, обнаруженные в Центральной Европе: славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Сама постановка вопроса была неверной, так как обряд погребения на полях погребальных урн принадлежал не только племени, но и всем вышеупомянутым племенным массивам. Известный чешский археолог и историк Любор Нидерле, поддерживая мнение П. Шафарика и других чешских и польских археологов, указывал, что о славянском происхождении можно говорить только тех памятников могильников, которые находятся в границах г поселение древнеславянских племен, что, по письменным источникам, предполагается.

Эта точка зрения Л. Нидерле на этническую принадлежность носителей культуры центральноевропейских могильников нашла подтверждение и в более поздних работах археологов. Польские ученые, изучавшие культуру погребальных полей на территории Польши, пришли к выводу, что носителями этой археологической культуры были венеды, поскольку ее территория в значительной степени совпадает с территорией, отнесенной к западной группе этих племен Плинием, Тацитом и Птолемей.

Могильники восточнее верховья Днестра были обнаружены только в конце XIX века известным русским археологом В. В. Хвойкой, изучавшим их на территории Среднего Поднепровья. Позволило изучение первых памятников этой культуры. В.В. Хвоике утверждать, что они принадлежат к древним славянам. Работу В.В. Хвойки продолжили советские археологи, раскопавшие и изучившие множество новых лагерных поселений и кладбищ, из которых сейчас известно более 400 племен, хоронивших своих умерших в могильных лагерях и существенно отличающихся по образу жизни от соседних племен. — кельты, фракийцы и другие, у которых был подобный обычай погребения. В то же время стало известно, что славянские племена Приднепровья очень близки к славянским племенам висячего края. Внутри этого единого массива славянских племен наблюдаются некоторые местные различия, которые заставили археологов говорить о разных археологических культурах. Это оксивская культура в Нижнем Повислении, пшеворская культура в бассейне Средней и Верхней Вислы. Последняя близка зарубинецкой культуре славянских племен Среднего и Верхнего Поднепровья.

Образ жизни и уровень производственного развития всех славянских племен этого времени настолько близки, что можно отметить лишь небольшое отличие исторического развития западнославянских племен от истории их восточной группы.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что поклонялись многим богам. В основном божества были связаны с природными явлениями. Почти каждому важному явлению или составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, был соответствующий бог. Например:

  • Перун — бог молнии
  • Ярило — бог солнца
  • Стрибог — бог ветра
  • Волос (Велес) — покровитель пастухов
  • Мокошь (Макошь) — богиня плодородия
  • Так далее

Древние славяне храмов не строили. Они совершали обряды в лесу, на полянах, на каменных идолах и в других местах. Обращает на себя внимание тот факт, что почти весь сказочный фольклор с точки зрения мистицизма относится именно к исследуемой эпохе. В частности, восточные славяне верили в лепрекона, печенья, русалок, русалку и других.

Как занятия славян отразились в язычестве? Именно язычество, основанное на преклонении перед элементами и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Печенеги и половцы – набеги с разорением

В то же время пеценеги напали на восточнославянские земли. Они не преследовали цели поработить славян, но все же нанесли ущерб сельскому хозяйству. Печенежская Орда захватывала добычу: забирала еду, скот, имущество. Войны с пеценегами происходили при князьях Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире, Святополке, Ярославе Мудром. Однако финальная битва с изгнанием печенегов произошла под Киевом под предводительством Ярослава Мудрого в 1036 году. На этом военные конфликты между восточными славянами и пеценегами закончились.

Однако их сменили половцы, совершившие набеги на славян и захватившие их территории. В то время шла княжеская борьба. Каждый князь пытался заключить мир с половцами, чтобы захватить территорию своего брата и расширить границы своего княжества. Это длилось около полутора веков. Трижды и наконец беспокойное половецкое войско в 1111 году терпело поражение от Владимира Мономаха.

Рядом с балтами и финно-уграми

Славянские племена радимичей и вятичей сосуществовали с прибалтиками, жителями современной Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры приобрели некоторые общие черты. Не удивительно. Восточнославянские племена и их соседи, для краткости, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в поселениях вятичей археологи нашли неестественные шейные ошейники других родственных племен.

Своеобразная славянская культура сложилась вокруг прибалтов и финно-угров в районе Псковского озера. Здесь появились длинные бастионные курганы, заменившие земляные кладбища. Их строили только местные восточнославянские племена и их соседи. История развития погребального обряда позволяет специалистам больше узнать о прошлом язычников. Предки псковичей строили надземные бревенчатые постройки с каменками или глинобитными печами (вопреки южному обычаю полубежищ). Они также занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что длинные курганы Пскова простирались до Полоцкого Подвино и Смоленского Приднепровья. В их регионах влияние прибалтов было особенно сильным.

восточноевропейские славянские народы

Южные славянские племена

Южнославянский этнос включал в себя: булгарские, далматинские и македонские греческие племена, поселившиеся в северной части Византии. Они были захвачены византийцами и переняли их обычаи, верования и культуру.

Западвые славяне в I-IV

Племена, жившие к западу от верховьев Днестра, в зоне влияния рек Одера и Вислы и в бассейне Вислы, помимо старинного названия венедов, стали называться в IV-VI веках генералом имя Склавина, то есть из славян.

Некоторые сведения об их жизни сохранились в описании Тацита, который, противопоставляя вени сарматским кочевникам, сообщает, что вени строят прочные дома. Другой характерной чертой Вен, Тацит, считается их способность быстро передвигаться пешком, в отличие от сарматов, которые проводят свою жизнь верхом на лошади. Рассказ Тацита ярко передает особенности, присущие быту крестьян, жителей лесополосы, использующих лошадь в основном для сельскохозяйственных работ. Венеды были земледельцами и имели относительно неразвитое переделанное производство, долгое время сохранявшее характер домашних промыслов. Например, гончарный круг стал популярным среди продавцов только в середине первого тысячелетия. Правда, черные полированные тарелки жителей Хангинга ручной работы были высокого качества, отличались тщательной обработкой, разнообразием форм и обильным орнаментом. Интересно, что венеды с древних времен были знакомы с металлургическим производством. На их территории обнаружено несколько металлообрабатывающих центров IV века с доменными печами (печами для плавки чугуна); в быту населения широкое распространение получили изделия из металла.

В южных регионах, где вены находились в тесном контакте, а также смешивались с кельтами и фракийцами, более развито ремесленное производство. Это явление наглядно иллюстрируется появлением на землях смешанного венско-кельтского населения крупных ремесленных центров, таких как Иголомния (недалеко от Кракова), где было обнаружено несколько десятков гончарных печей 4 века до нашей эры. NS. Более развитое ремесло отмечалось и у тех венедских племен, которые жили по соседству с фракийцами. Однако общий уровень производства у венов еще не достиг той стадии, когда ремесло стало автономной отраслью, что привело к сохранению ими первобытнообщинного строя.

Однако в рассматриваемый период можно наблюдать признаки начала развала родоплеменных отношений у западных славян. Уже в III-V веке наблюдается значительное экономическое неравенство среди населения. Социальное расслоение проявляется не только в различии орудий могил бедных и богатых, но и в размещении богатых могил отдельно от могил рядовых членов общины (например, Вымысловское кладбище в Познани) область).

Племенная знать вени накопила огромное богатство, что позволяло им покупать дорогие товары, привезенные из близлежащих римских провинций. Состоятельная часть населения использовала большое количество импортных украшений, дорогую бронзу, серебряные и стеклянные тарелки, оружие и т.д. Следует отметить, что торговля венедов с римским миром велась через Балтийское море и устья впадающих в него рек, а также по многочисленным сухопутным дорогам. Сравнение римского импорта в земли восточных славян и земли венедов показывает, что последние были предметом более интенсивной торговли. В то же время также возможно, что у племен южной границы интенсивность торговли привела к использованию монет, чеканившихся римлянами, в то время как в центральных регионах Венедо торговля сохранила обменный характер.

История западных славян того времени до сих пор остается очень неясной. Тацит сообщает, что Veni, «хищники, бродили среди певцов и Фенес». По всей видимости, в I-IV вв. Венеды уже сформировали союз единомышленников, которые защищали свои территории и часто нападали на своих соседей. Это подтверждается большой ролью военного дела в жизни венд, что четко прослеживается в описи их захоронений, а также знакомством римлян с оружием венд, что нашло отражение в рассказе Тацита венецианцев в щитах.

В конце II века н. Н.С через земли венедов на юго-восток прошли племена готов. Обстоятельства этого движения до сих пор неизвестны. По всей видимости, часть вени примкнула к готовам и вместе с ними участвовала в войнах середины III века на Дунае. Об этом свидетельствует титул «Венедиано», который носил один из римских императоров тех лет. По-видимому, часть вени в то же время признала свою зависимость от готского лидера Германариха, сообщает историк Джордан.

В третьем веке распространение западных славян началось с соседних земель, которые из северо-восточных областей Чешской Республики постепенно продвигались на всю территорию страны, как славянская керамика так называемого «пражского типа» распространилась в спектакле последующих веков. Этот процесс сопровождался славянизацией бывшего кельтского населения чешских земель. Не исключено, что с III-V вв. К ним также относится движение славян к юго-западу от Эльбы и Одера.

По-видимому, в 4 веке южная часть славянских племен подверглась нападению гуннов. Однако большая часть венедских племен не пострадала и на этих землях, как и в северном Приднепровье, продолжался процесс дальнейшего социально-экономического и политического развития славян.

Авары и хазары – враги восточнославянского народа

Восточные славяне ассоциировались со своими соседями с военными действиями. В связи с восточнославянскими территориями не раз совершались набеги и грабежи:

  • скупой;
  • хазары;
  • peceneghi;
  • половцы.

Начиная с VI века славяне подвергались долгому игу, которому они постоянно сопротивлялись. Авары совершали набеги на славян и вели с ними частые войны. Всячески притесняя подчиненных славян, авары прибегали к насильственным мерам в отношении восточнославянских женщин. Мужчины были вынуждены выйти на поле битвы и сражаться за Аварский каганат, все более расширяя границы этого государства. Так продолжалось до 8 века, когда славяне в союзе с Карлом Великим, королем франков, разгромили каганат.

Чтобы насладиться свободой, не потребовалось много времени. На смену аварцам пришли хазарские кочевники. После разгрома Великой Болгарии хазары образовали каганат и с помощью своих союзников совершили успешные набеги на земли восточных славян. Таким образом, в их подчинение вошли северяне, поляны, вятичи, радимичи, постоянно воздававшие из каждого дома дань уважения «за горностай и белку из дыма». В IX веке князь Олег покорил Радимичей и жителей севера, освободив их от хазарского ига. Остальные племена остались под властью Хазарского каганата. Вскоре, возглавив русскую дружину, князь Святослав уничтожил хазар и освободил славян.

Соседи древних славян

На западе соседями древних славян были племена кельтов и германцев. К востоку — балтийские и тини-угорские племена, а также предки современных иранцев — скифы и сарматы. Постепенно они были свергнуты племенами болгар и хазар. На юге славянские племена сосуществовали с римлянами и греками, а также с древними македонцами и иллирийцами.

Славянские племена стали настоящей катастрофой для Византийской империи и германских народов, совершая непрерывные набеги и захватив плодородные земли.

В шестом веке. На территории восточных славян появились полчища турок, которые воевали со славянами за земли в Приднестровье и Дунай. Многие славянские племена встали на сторону турок, целью которых было захват Византийской империи.
Во время войны западные славяне были полностью порабощены византийцами, южные славяне, славяне отстояли свою независимость, а восточнославянские племена были захвачены ордой турок.

Восточнославянские племена и их соседи (карта)

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуру значительное влияние оказали соседи славяне. В первые века нашей эры славяне находились в тесном контакте с народами индоиранской группы, в основном сарматами, а также с греческим населением древних городов-государств северного Причерноморья поддерживал тесные отношения с племенами балтийской группы. Контакты с аварами, булгарами, хазарами, викингами оставили явный след. С V века установились отношения между восточными славянами и Византийской империей.

Отношения с кочевыми народами степи играли особую роль в жизни славян. В шестом веке. Тюркоязычным аварам (обрам) удалось создать собственное государство, территория которого охватывала большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 году.

В VII-VIII веках на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в Алтайском крае — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным занятием проживавших здесь кочевников были непрерывные военные походы. После распада Болгарского царства часть его жителей перебралась на Дунай, где вскоре ассимилировалась с проживавшими здесь южнославянскими племенами, принявшими название кочевого народа — болгары. Другая часть турецких болгар нашла новое пристанище в среднем течении Волги, создав Волжскую Булгарию (Болгарию). В окрестностях его земель в середине VII века возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморье и частично Крым. Хазарский каганат до конца 9 века обложил данью племена славян Приднепровья. Таким образом, между VI-IX веками в связи с длительной и сложной группировкой славянских племен, которые находились в постоянном взаимодействии со своей полиэтнической средой (балты, финно-угорцы, потомки кочевников северного региона Причерноморья, Турки и др.) И соседние народы (арабы, византийцы, скандинавы), формирование общих черт этноса внешности восточных славян, живших в Восточной Европе.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины первых веков нашей эры к соседней общине (мирной, веревочной). Территориальные связи заменяют пришедшие в упадок племенные узы. Теперь члены клана стали объединять общую территорию и хозяйство. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные земли, скот, рабочее оборудование), но земля, лес, коммерческие земли и водоемы оставались в общей собственности. Основные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогатившихся во время войн. Это привело к тому, что свойство стало слоистым. В это время существенное развитие получили социальные институты, присущие стадии военной демократии. Выделялась родовая знать: вожди и старейшины. Они окружили себя отрядами, то есть вооруженными силами, не подчиняющимися старым приказам и способными заставить простых членов сообщества подчиняться.

Археологические данные и византийские историки указывают на то, что отряды восточных славян появились в VI-VII веках. Команда делилась на старших (послов, княжеских правителей, имеющих свою землю) и младших (они жили при князе, обслуживая его двор и семью). Князья отправляли к покоренным племенам воинов для сбора дани. Такие поездки назывались полюдье. Дань, как правило, собиралась с ноября по апрель и завершалась во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Налог взимался с фермерского двора (дым) или с площади, обрабатываемой фермерским двором (рало, плуг).

Тогда у славян сформировались первые признаки государственности. Прежде всего, они были заметны на тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше, чем на других территориях. Это касалось земель полян и новгородских словенцев.

Занятия

Экономическая система восточных славян была основана на земледелии (подсечно-огневой и переселении) и на животноводстве. При археологических раскопках часто находят остатки злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репы, капуста, свекла, морковь, редис, чеснок и др.). Виды сельскохозяйственных культур зависели от климатических условий.

В северных лесах преобладала подсечно-огневая система. В первый год деревья были срублены, а в следующем году сожжены, выкорчевав пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве инструментов использовались мотыги, топоры, плуги, бороны и лопаты. С помощью последнего рыхлили почву. Уборку проводили косами. Бьют их бичом. Для измельчения зерна использовались каменные и ручные жернова.

На юге приоритет отдавался меняющейся сельскохозяйственной системе. Так как земля была более плодородной, землю засевали два-три года подряд. При снижении урожайности возделывались (перемещались) новые участки. Основными рабочими орудиями были плуг, плуг, деревянный плуг с железными лемехами.

С земледелием тесно переплеталось животноводство, имевшее вспомогательное значение. Славяне в основном разводили свиней, коров, мелкого рогатого скота. Быков использовали в качестве тягловых животных в южных регионах и лошадей в лесном северном поясе.

Также есть сведения, что восточные славяне занимались рыболовством, пчеловодством (сбор меда с диких пчел), охотой и охотой на пушных зверей (белок, куниц, соболей) пользовались особой популярностью. Были разные виды ремесел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Металлообработкой, изготовлением металлических инструментов и украшений из драгоценных металлов занимались настоящие профессионалы своего дела — мастера своего дела. В то же время гончарное дело, ткачество, кожевничество, обработка камня и дерева, благодаря сохранившемуся естественному образу жизни, оставались на довольно примитивном уровне. Об этом, например, свидетельствуют находки узорных фрагментов керамики, присущие большинству славянских культур, тогда как изделия, изготовленные с помощью токарного станка, встречались гораздо реже.

Интенсивно развивалась торговля, носившая преимущественно характер естественного обмена. Только в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные дене. Основными статьями экспорта были меха, мед, воск, крупы, а также закупались текстильные изделия и ювелирные изделия.

Большое значение для развития восточнославянских племен, становления их государственности имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», соединившего северную и южную Европу.

Восточные славяне, их хозяйственная деятельность и связи с соседями

Самой экономически развитой территорией среди других восточнославянских земель был регион Среднего Приднепровья. Благоприятный климат, земли чернозема способствовали хорошему подъему сельского хозяйства, развитию животноводства, совершенствованию выплавки и обработки железа, керамики и другим ремеслам. На смену деревянному плугу пришли плуг с железными лемехами или плуг. Восточные славяне жали железными серпами.

Восточные славяне: фото сельскохозяйственных орудий
Земледельческие орудия славян

Пахотные земли расширились, что привело к замене подсечного земледелия на двух- и трехполевые севообороты. В то же время, усложняясь, труд ремесленников все больше отделялся от сельского труда, мастерство становилось разнообразнее.

В землях к северу была менее плодородная почва, но леса, богатые пушным зверем, благоприятствовали охоте. Восточные славяне охотились на лисиц, каменных куниц, соболей, бобров, белок, прекрасные меха продавались в Византии и других соседних странах, долгое время меха служили эквивалентом денег и мерой налогообложения.

Особым занятием восточных славян было пчеловодство — добыча меда диких пчел. Мед и воск были очень популярны на внешнем рынке, в частности, всегда в Византии, самой развитой стране, с которой славяне вели торговлю. Эта торговля шла по пути «От варягов к грекам».

Восточные славяне и путь
Путь «От варягов до греков»

Этот торговый путь был основным для восточных славян, но не единственным. Реки Волга и Дон были осью восточного торгового пути, и корабли тащили с Дона на Волгу по суше (кстати, в пути тоже был довольно длинный транспорт «Из варяг в греки» — с реки Ловать до Смоленска), то по Волге через Хазарию можно было попасть на Каспийское море. Севернее восточного пути шла дорога к другим соседям восточных славян, в сторону Волжской Булгарии. Наконец, были торговые пути, ведущие в Западную Европу. Один из них прошел через польский Краков в сторону немецких земель, другой — из Киева по Днепру к Черному морю, но, в отличие от маршрута «От варяг к грекам», повернул в устье Дуная, по которому можно было добраться до Центральной Европы.

Благодаря этим торговым путям были обеспечены тесные связи восточных славян с государствами Западной Европы, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Западной и Средней Азии.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие народы Восточной Европы, восточные славяне жили по патриархально-родовой системе. По этой причине в них зародился и сохранился культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Важнейшие боги их пантеона — Перун, Мокошь и Велес. Кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы) оказали влияние на славянскую мифологию. Эти параллели проявились в образах богов. Следовательно, Дажьбог подобен кельтскому божеству Дагде, а Мокошь подобен Маха.

У языческих славян и их соседей было много общего в верованиях. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Велняса (Велеса). Мотив мирового древа и присутствие драконов (змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того, как единое сообщество было разделено на несколько племен, верования стали приобретать региональные различия. Например, на жителей Оки и Волги однозначно повлияла мифология финно-угорских народов.

восточнославянские племена и их соседи

Чем занимались

Восточные славяне в основном занимались земледелием. Специфика их расселения определила способы обработки земли. В южных регионах, а также в Приднепровье преобладали черноземные почвы. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего была истощена. Потом люди переезжали на другой участок, и измученный выздоравливал за 25-30 лет. Этот метод земледелия называется посменным земледелием.

Северные и центральные районы Восточно-Европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубили лес, сожгли его, удобряли почву золой и только потом приступили к полевым работам. Такой участок был плодородным в течение 2-3 лет, после чего его оставили и перенесли на следующий. Этот метод выращивания называется рубящим ударом и ожогом.

Если попытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, пчеловодство (сбор меда).

Восточные славяне и их занятия

Основной земледельческой культурой у восточных славян в древности было просо. Шкуры куницы в основном использовались восточными славянами в качестве валюты. Большое внимание уделялось развитию ремесленного мастерства.

Славяне на Дону

Массовое освоение Среднего Дона славяне начали на рубеже VIII и IX веков. В это время здесь появляются памятники борщевской культуры. Его важнейшие атрибуты (керамика, жилище, следы ритуалов) свидетельствуют о том, что колонизаторы Дона пришли с юго-запада Восточной Европы. Славянский Дон не был ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до недавнего времени. В IX веке, после проникновения населения, среди них распространился обряд кургана, идентичный вятичскому.

В X веке русские славяне и их соседи в этом регионе пережили хищнические набеги пеценегов. Многие покинули Дон и вернулись в Пучье. Поэтому можно сказать, что Рязанская земля была заселена с двух сторон: с южных степей и с запада. Возвращение славян в бассейн Дона произошло только в 12 веке. В этом направлении на юг новые колонизаторы достигли бассейна реки Битюг и полностью доминировали в бассейне реки Воронеж.

Западные соседи

Волынь считается западной границей расселения восточных славян. Оттуда до Днепра жили дулебы, союз разных племен. Археологи относят его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляна. В 7 веке они пережили нашествие авар.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной зоне. Запад начал территорию западных славян, в основном поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Православия Владимиром Святославичем. Крещение поляков проводилось по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галичину.

история славян и их соседей

Колонизация Волги и Оки

В VI веке восточные славяне начали заселять будущий русский север и влияние рек Волги и Оки. Здесь поселенцы встретили две группы соседей: балтийских и финно-угорских. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они поселились в верховьях Волги. На север проникли словенцы из Ильмена, остановившиеся в районе Белого озера. Здесь они встретили поморов. Ильмень селились также в бассейне реки Мологи и Ярославском Поволжье. Ритуалы смешивались с племенами.

Восточнославянские племена и их соседи разделили современную Подмосковье и Рязанскую область. Здесь вятичи были в меньшей степени колонизаторами: северяне и радимичи. Свою лепту внесли и о. Славяне. Вятичи доходили до реки Прони и селились по берегам Москвы-реки. Временные кольца были отличительной чертой этих колонизаторов. По их словам, археологи определили ареал поселения вятичей. Северо-Восток России привлекал поселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и пушными ресурсами, которые к тому времени уже были истощены в других районах расселения славян. Местные жители — мер (финно-угри) — были немногочисленны и вскоре исчезли среди славян или были вытеснены ими дальше на север.

Оцените статью
Блог о выживании