Теория пассионарности Льва Гумилева кратко: что такое этногенез

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества — пассионариями — и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», — в материале T&P.

Страсть — это внутренняя жажда деятельности, направленной на достижение цели, которую человеку, как правило, сложно контролировать и объяснять самому себе. Это связано со способностью получать больше энергии из внешней среды, чем необходимо для выживания человека и вида. Страстная (страстная) личность бессознательно использует избыточную энергию для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Подобные идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Желание активности у таких людей может быть осознанным, а может и не быть. Их цели часто иллюзорны, они выходят за рамки рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но они сами могут считать необходимость их достижения более важной, чем их собственная жизнь, и даже более важной, чем жизнь и счастье других.

Большинство действий, совершаемых людьми, так или иначе продиктованы инстинктом самосохранения — личным или конкретным. Последнее проявляется в стремлении к размножению и выращиванию потомства. Страстный ради своих целей готов пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своих отпрысков, которые либо не родились, либо остались без должного внимания. Жертвоприношение — высшее проявление страсти. Смерть ради достижения цели не пугает и не останавливает этих людей, она их даже не беспокоит. В этом смысле такую ​​черту личности можно назвать антиинстинктом.

Хотя философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский говорил о существовании биохимической энергии живой материи и ее влиянии на психику человека, Лев Гумилев ввел термин «страсть» в науку еще в середине прошлого века. Возможно, имеет смысл, что теория способности человека к самопожертвованию и сверхусилию была разработана человеком с очень непростой судьбой. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой впервые был арестован в 25 лет, в общей сложности провел 12 лет в исправительных лагерях, воевал на фронте и, несмотря ни на что, добился успехов в нескольких областях науки (история, этнология, археология, география), став великим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключей к своим произведениям, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из самых важных лидеров и деятелей испанской коммунистической партии ХХ века. Его выступления во время гражданской войны 1930-х годов в Испании (Ибаррури является автором исторической фразы «¡No pasarán!»), А после — в советской эмиграции они были яркими и захватывающими, поэтому его члены партии они назвали ее Passionale, что означает «страстная». Заразность — важное свойство страстных. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, умеют привить желание побеждать, заразить идеей или определенным отношением. Во многих отношениях военачальники полагаются на подобный эффект, выступая перед битвой. Поэтому так важны слова тренеров в перерывах между спортивными состязаниями, и по той же причине, когда в бою один из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются за спиной.

Согласно теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направленность развития группы людей напрямую зависят от количества входящих в нее энтузиастов

Страстные — это люди продуктивного типа: изобретатели, пионеры, творцы, которые способствуют накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рискованные люди. Энтузиаст может иметь как высокий, так и низкий уровень квалификации. Являясь характеристикой психической конституции, страсть не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, добро и зло, но не безразличие.

Среди ярких примеров пассионистов — Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Великий, Петр I, Жанна д’Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно же, как и на страницах учебников, в повседневной жизни активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» кроется страсть — не всегда успешная, но всегда чрезвычайно энергичная.

Гумилев считал страсть лестницей, и если с одной стороны были страсти, то с другой — подстрастия. Это люди, которые, наоборот, не могут получать достаточно энергии из окружающей среды и поэтому не могут полностью адаптироваться. Если страстные часто пренебрегают своими потребностями в достижении цели, то поведение субстрастных в основном определяется неспособностью сдерживать инстинктивные желания, даже если это в ущерб себе и другим. Как правило, они ведут паразитический и асоциальный образ жизни, инертны и лишены оппортунистической инициативы. Наглядные примеры этого типа — бродяги, низшие сословия, рядовые, пьяницы, преступники, похитители денег.

Тип личности, который находится где-то между двумя крайностями страсти, — это так называемая гармоническая личность, или гармоники. Их страсть и инстинкты самосохранения примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных людей оба эти импульса сбалансированы, что создает гармоничную личность, интеллектуально во всех отношениях эффективную, пригодную для жизни, но не гиперактивную». Речь идет о сознательном, надежном и ответственном человеке, который зачастую бывает хорошим семьянином и работником. Он всегда будет делать достаточно, но ничего лишнего не сделает.

Способы, то есть виды страсти, разные. Например, гордость порождает генералов и тиранов, жаждущих власти и исторической славы; жадность: бизнесмены и ученые, которые вместо денег накапливают знания; тщеславие толкает к демагогии и творчеству; ревность порождает жестокость и, применительно к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждое из этих влечений, помноженное на высокий энергетический потенциал и мотивацию, порождает определенный тип страстей. Поскольку мы говорим об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, моральные суждения здесь не применимы. Также, по словам Гумилева, страсть человека определяется рождением. Причинами единства, то есть появления большого количества инстинктивных людей на одной территории, ученый считал активацию космического излучения. Эта точка зрения оспаривалась многими его коллегами, критикуя эти гипотезы за чрезмерный мистицизм.

Согласно теории Льва Гумилева страстью обладают как отдельные люди, так и целые этносы (народы). Причем образ жизни, мировоззрение, уровень и направленность развития таких групп людей, по его мнению, напрямую зависят от количества входящих в нее пассионаров и, следовательно, от общего уровня увлеченности этого этно. «Страстная теория этногенеза» — основной труд ученого, в котором объясняются формы взаимодействия, завоеваний, упадка и гибели народов путем смены этапов этногенеза. Лев Николаевич выделил семь таких этапов:

Восхождение — это интенсивный рост страстного напряжения этноса. Для него характерен рост всех видов бизнеса;

Акматика — это временная стабилизация страстей на высшем уровне для этноса. Для него характерно преобладание жертвенного типа пассионариев, высокая частота событий этнической истории;

Срыв: резкое снижение страстного напряжения. Он сопровождается острыми пассионистскими конфликтами внутри этнической системы, увеличением числа суб-пассионалов;

Инерция — это постепенное продолжение снижения уровня страсти. Сопровождается усилением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Затемнение — это окончательное снижение страстного напряжения до минусового (гомеостатического) уровня за счет значительного увеличения количества субстрастий. Деградация этносоциального строя, невозможность созидательной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение базовых потребностей;

Регенерация — это кратковременное восстановление страсти этноса за счет выживших пассионариев на периферии ареала;

Реликтовая фаза — это завершение процесса этногенеза, стабилизация страстного напряжения на крайне низком уровне. Существование, исключающее как излишества, так и любую историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1200-1500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся около 250-300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкого аффекта высока вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние этапы могут длиться бесконечно долго, и этнос может существовать как памятник самому себе.

Уровни и классификация пассионарности

Термин «страсть» обозначает избыток жизненной энергии, который является причиной внутреннего желания человека выполнять любой вид деятельности, направленный на изменение своей судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность носит жертвенный характер, поскольку высшая цель воспринимается страстным носителем как более важная, чем собственное счастье, интересы и жизнь своих соотечественников. При этом не всегда доминирующий действует благими целями, поэтому под воздействием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По словам Гумилева, феномен страсти имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космической радиации в результате солнечной активности и взрывов сверхновых.

Классифицируя способность к страсти, автор выделяет три уровня:

  1. Страстный — обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как находчивость, готовность идти на жертвы для достижения цели, желание и желание изменить окружающий мир. Как видите, страстному человеку чужд инстинкт самосохранения, и в то же время человек может быть как творцом (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто террористом) неудачник).
  2. Гармоничный человек находится в равновесии со своим окружением. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такой человек при определенных условиях может быть вполне успешным.
  3. Субстрастный — склонен к пассивности, лени, тунеядству и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, гнев, зависть) перевешивают умственную энергию. Именно поэтому бродяг, наемников и проституток называют типичными представителями субэнтузиастов.

Помимо базовой классификации, изложенной выше, Гумилев отразил более детальный период роста страсти, включающий 9 уровней. Итак, высший среди них — жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний жертвовать своей жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует нормальному жителю, прекрасно адаптированному к окружающему ландшафту

Самый низкий уровень, согласно страстной теории этногенеза, присваивается субстрастным, абсолютно неспособным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимное разрушение и даже гибель этно. При этом автор отмечает, что уровень увлеченности никоим образом не влияет на способности и темперамент личности. Другими словами, обыватель может обладать высокими умственными способностями, а энтузиаст может оказаться дураком и т.д.

Этническое взаимодействие

Если объяснить этническое взаимодействие простым языком, то это способы, которыми этнические группы влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня страсти, взаимодополняемости (отношения к другому на уровне эмоций) и размера этнических групп (рис. 5).

Всего существует 3 способа такого взаимодействия:

  1. Симбиоз: каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионары каждой группы изолированы друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения — это так называемые «гости», то есть те, кто не живет в своей этнической системе. Главное условие получения этого статуса — изоляция от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера — этнос, не оторванный от «хозяина». Очень часто два суперэтноса вступают в этот способ взаимоотношений, имея отрицательную взаимную взаимодополняемость, что приводит к кровавым войнам и разрушениям, а также к уничтожению одной или обеих сторон в конфликте.

Ксения

Это так называемый «гость». Тот, кто не живет в своей этнической системе. Основным условием получения перевозчиком этого статуса является изоляция от «собственников».

Симбиоз

Это система, в которой каждая этническая группа занимает свою определенную территорию и ландшафт. Симбиоз предполагает, что пассионисты каждой группы изолированы друг от друга, благодаря чему они сохраняют свои национальные особенности. При такой форме этнических контактов нации взаимодействуют друг с другом, обогащаясь.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева

Эта теория представляет собой подробное описание исторических процессов, раскрывающее структуру происходящих событий. Он объясняет, в чем зависимость эпох от взаимодействия разных этносов друг с другом и с окружающим ландшафтом.

Эта теория была представлена ​​в различных статьях, опубликованных в научных журналах. На основании этой работы Лев Николаевич пытался получить докторскую степень по географии, но, к сожалению, ВАК его не утвердила. Историку в своей диссертации удалось охарактеризовать большое количество понятий, а также дать подробные определения явлений в области исторических процессов.

Защита дипломной работы.

Страстная теория этногенеза Гумилева не нашла поддержки со стороны советских и зарубежных ученых, которые считали, что эта гипотеза выходит за рамки устоявшихся научных представлений. В настоящее время эта работа входит в основной курс обучения в вузах России и стран бывшего Советского Союза.

Чтобы понять идеи, изложенные Л.Н. Гумилевым, необходимо ознакомиться с основными концепциями страстной теории этногенеза.

Этнические системы

Лев Николаевич определил этот термин по ряду характеристик. Следовательно, этнические системы:

  • биологические сообщества людей, аналогичные родственным группам животных;
  • способ адаптации человечества к окружающему миру;
  • сплоченные группы людей, связанных осознанием своего единства и отличающихся от других этнических систем;
  • совокупность индивидов, отличительной чертой которых являются общие стереотипы поведения;
  • люди, имеющие общее происхождение и, следовательно, историю;
  • системы, подверженные непрерывной эволюции;
  • структура сложена по иерархической системе.

По мнению Л.Н. Гумилева, существует три типа этнических систем:

  1. Суперэтнос — самый крупный вид, состоящий из совокупности этнических групп. В своей деятельности его участники руководствуются мировосприятием, которое является стереотипом их поведения и определяет отношение этих людей к жизни в ее главных вопросах.
  2. Этнос — это система, которая находится ниже по иерархии, чем суперэтнос. В обиходе он носит название «народ». Ее члены имеют стереотипное поведение, в основе которого лежит связь с местом развития данной группы, в это понятие входят: религия, язык, экономическое и политическое устройство.
  3. Консорциум — это один из типов этноса, который имеет прочную связь с местом своего проживания; люди этой группы находятся в близких отношениях из-за общей жизни или своей судьбы.

Как правило, чем выше в иерархии находится этническая система, тем дольше срок ее существования. Поэтому консорциум очень часто распадается при жизни его учредителей.

Формы этнических контактов

Это способы взаимодействия этнических групп. Они определяют уровень увлеченности и взаимодополняемости. Выделяют три типа, о которых подробнее будет сказано ниже.

Комплиментарность

Война против отрицательной взаимодополняемости.

Лев Николаевич определяет термин «комплементарность» как впечатление о другом человеке, не зависящее от него, что является основанием для дальнейшей бессознательной симпатии или неприязни. По мнению автора теории, это явление является основной причиной установления дружеских или враждебных контактов между представителями любой расы, которая может иметь разный уровень развития и культурных связей.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в свою жизнь новый стереотип поведения групп людей. Для начала развития этногенеза необходима стабильная и расширяемая популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом территория должна сочетать два или более ландшафта, на которых должны присутствовать две или более национальности и одновременно находиться на линии страстного порыва (рис. 4).

Таким образом, на первом этапе возникает импульс, который дает появление страстных личностей, что не отражается на ходе истории. Во второй фазе (инкубации) наблюдается рост этого процесса, который на протяжении истории длится до 150 лет и отражается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет были отмечены бурным развитием страстей, сопровождавшимся кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет называется акматической (перегрев), когда этнос быстро увеличивает свою потенцию, находясь на высшей стадии уровня притяжения. В течение следующих полутора веков этническое единство подвергается расколу в результате гражданских войн, которые приводят к медленному снижению страстей до оптимального уровня, который представляет собой всеобщее процветание благодаря накопленному богатству и традициям. Через 1000 лет после первого потрясения начинается упадок и деградация, которые продолжаются еще 150 лет. Спустя еще 350 лет осталась только память о жизни этноса.

Спустя 1150 лет от начала начинается фаза гомеостаза (существование в равновесии с окружающей средой), которая может длиться бесконечно, пока не произойдет новый генетический дрейф. Если этнос не вошел в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Химера

Это «гость», который не изолирован от «гостя». Чаще всего участниками химеры являются две суперэтничности, имеющие отрицательную комплементарность по отношению друг к другу. Это приводит к кровопролитию и разрушениям, что приведет к гибели одной из этнических групп или немедленному разрушению двух систем.

Пассионарные толчки

Земля.

Лев Николаевич считал, что в мире периодически происходят массовые мутации, вызванные космическими силами, влекущие за собой повышение уровня страсти. Он вводит термин «страстные импульсы» для этого явления».

Историк-этнолог предполагает, что их продолжительность составляет несколько лет. По его словам, массовые мутации происходят на геодезических линиях протяженностью в пару тысяч километров.

Л.Н. Гумилев пишет, что этот процесс вызван одновременным появлением новых страстных популяций в разных уголках Земли. Эпицентры страстных потрясений находятся в местах, которые можно определить с помощью нити, протянутой через земной шар, если она находится в плоскости, проходящей через центр нашей планеты. Лев Николаевич рассмотрел возможную связь массовых мутаций с сильным периодическим излучением образований, расположенных на краю солнечного диска.

Оцените статью
Блог о выживании